Подростковое поведение

Какие они, современные подростки? Чем увлекаются, о чем думают, за что переживают? Что для них важно и к чему они стремятся? Почему они такие и почему взрослым бывает так трудно их понять?

Подростковый возраст приходит на смену младшему школьному и подготавливает вступление юноши или девушки во взрослую жизнь. Не будет преувеличением сказать, что он является одним из самых важных и драматичных в развитии человека. Этот возраст также называют переходным, что соответствует его основному психологическому содержанию: именно в этот период подростки расстаются с детством и переходят в новую эпоху своей жизни, а именно — в пору молодости. Задачи, с которыми они сталкиваются в этот период, носят глубоко личный характер и требуют от них большой внутренней работы.

Это период бурных изменений биологического, психологического и социального характера. В организме подростка происходит ряд физиологических процессов, влияющих на особенности его эмоциональных реакций и общее самочувствие. При этом заметно изменяется тело — внешность приобретает новые черты и огромную субъективную значимость.

Одновременно с этим происходит развитие других сфер, в первую очередь самосознания. Один из главных вопросов, на который подростку нужно найти ответы — это вопрос «Какой Я?». Можно сказать, что переходный возраст — это период глубокого обращения на себя, и по его завершении подросток впервые строит сознательный, целостный образ своего Я.

Взрослеющий подросток сталкивается с вынужденной неопределенностью относительно своей роли и своего места в обществе. Как его воспринимают другие люди? Кто он: еще ребенок или уже взрослый? В какие отношения он готов вступать, а в какие еще нет? Кем он хочет быть в этом мире? От того, какую модель отношений с миром он выстроит для себя в этот период, во многом зависит его будущее благополучие. Поэтому крайне важно помочь ему принять происходящие с ним изменения как позитивные, помочь пройти через эти переживания, укрепив веру в себя и в других людей.

В современных обществе часто говорят о «трудных» подростках. Во-первых, в этом нет ничего удивительного, потому что им действительно «трудно». А во-вторых, говоря так, обычно имеют в виду особые формы поведения, свойственные подросткам в этот период. Однако важно помнить, что возрастные кризисы — явление закономерное в жизни каждого человека. Собственно, это то, в силу чего и происходит развитие. Любой кризис требует своевременного отказа от прежних взглядов, позиций и убеждений ради возможности выработки новых, более зрелых, собственных решений.

То же происходит и в подростковом возрасте, однако он не является «кризисным» на всем своем протяжении. Это гораздо более сложный и многогранный период. Попытки совладания с «трудным» поведением подростков вряд ли станут для них реальной помощью, скорее, — наоборот. Сейчас, как никогда, им требуется принятие, поддержка и обеспечение тех условий, которые необходимы им для решения столь непростых, и действительно взрослых задач, что они и могут получить на занятиях в тренинговых группах под руководством опытных специалистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *