Реальные истории из жизни. Проблемы и трудности с учебой или Что делать, если ребенок плохо учится?

Проблемы и трудности с учебой в разные периоды времени возникают практически у каждого ребенка. Но мам и пап обычно больше заботят не причины снижения успеваемости ребенка в школе или в институте, а сакраментальный вопрос «Что делать, если ребенок стал плохо учиться?»

Ни для кого не секрет, что самым лучшим и достаточным стимулом к учебе может быть самомотивация у ребенка — т.е. его личное внутренее убеждение, что учеба ему нужна, как вода и воздух, для того, чтобы стать успешным человеком в будущем.

Если такая мотивация, неважно — по каким причинам, у ребенка не сформировалась, то значит ли это, что родители вправе всячески морально наседать на ребенка, требовать от него олимпийских результатов в бесполезной по его, детскому мнению, учебе? По мнению автора — нет, родители не имеют права заставлять ребенка вылазить из шкуры, чтобы стать круглым отличником и таки «вытянуть» на золотую медаль.

Почему — нет? Потому что на это есть несколько причин. Во-первых, самомотивация у ребенка хорошо учиться на ровном месте не возникнет — его надо заинтересовать, рассказать не на пугающих историях-страшилках, а на конкретных, честных и правдивых примерах, в чем именно, когда и кому помогла учеба добиться успеха.

Также, не стоит скрывать от ребенка того факта, что даже если он плохо будет учиться, то это вовсе не трагедия никакая и не апокалипсис: большинство великих мыслителей прошлого и подавляющее большинство современных известных людей, достигших успеха, в школе были лоботрясами, еле перебивающимися с двойки на тройку-четверку, с не самыми лучшими показателями по поведению.

Дело в том, что наша современная школа в том состоянии, в котором она сейчас находится, просто муштрует солдат-клонов, как раньше это делала прусская военная школа. В наших детях школа не поощряет индивидуальность, широту мышления, самостоятельность — она просто тренирует у детей память — и больше ничего. Да, память тренировать, конечно, в пределах разумного — дело необходимое, но не в такой степени, как это принято в наших «современных» школах.

Важнее в ребенка в детстве не вдолбить все стихи школьной программы, чтобы он ночью проснулся и они отскакивали от его зубов, — нет! Важнее приучить детей с детства МЫСЛИТЬ — думать не только по горизонтали, но и по вертикали, и наискосок, — понимаете? Важно не столько ЧЕМУ-ТО научить ребенка, важно то, КАК, ГДЕ, КОГДА ребенок в результате учебы сможет конструктивно мыслить, делать мыслительные «па».

Т.е. важно детей учить не каким-то сверхзнаниям, которые у них уже благополучно выветрятся из памяти на третий год после окончания школы за ненадобностью использования школьных знаний в практической жизни (существует такой прикольный афоризм на эту тему: «Наши школы готовят детей к какой-то другой, выдуманной ими же самими реальности»). Важно научить ребенка СПОСОБАМ мышления, чтобы он видел не только задачу, но и что за ней стоит, чтобы за деревьями замечал лес.

Важно учить ребенка не пасовать перед авторитетами и учить его конструктивно и дипломатично строить свой диалог и с оппонентами, и с критиканствующим начальством, и с коллегами. Важно ребенка научить тому, что безвыходных ситуаций не бывает — бывает мало информации, ибо обычно средний человек упирается в то, ЧТО надо сделать, и вовсе не обращает внимания на то, КАК именно можно бы это сделать разными способами, ГДЕ это можно совершить попробовать еще, КОГДА, в какое еще время можно будет сделать очередную попытку решения насущной задачи.

А оценки в школе и институте — это полная ерунда, не имеющая к реальной жизни ровно никакого отношения, потому что современные работодатели максимум, что сделают потом с аттестатом или дипломом вашего ребенка — это отксерят его и копию отправят в личное дело — все. И ради этого надо корячиться почти 20 лет жизни — ради получения среднего + высшего образования, не видеть за сухими домашними заданиями, курсовыми работами и рефератами детства, жизни?

Все равно в нашем обществе пока что (будем надеяться, что ситуация в будущем все же будет исправляться в лучшую сторону) главную роль для работодателя играют связи и личность самого работника.

Да и получение одного, или даже двух высших образований (как у меня) вовсе не гарантирует того, что ребенок будет работать по тем специальностям, на которые он отучился: во-первых, возможно, жизнь и реальная практика покажет, что к той профессии, на изучение которой он положил лучшие двадцать лет своей жизни, у него нет вообще никакого призвания, желания и таланта, и что ему нравится заниматься чем-то еще, либо же, во-вторых, может так статься, что данная профессия либо станет невостребованной, либо конфликт с работодателем закроет ребенку возможность работать в данной отрасли по данной специальности (вспомним так называемые неофициальные «черные» списки работников, «благодаря» которым можно сломать карьеру многим наемным работникам), либо всегда может случить что-то еще, случайное и никак не предвиденное.

Более того, качество нашего образования, несмотря на существующие в обществе стереотипы, — низкое: не в плане общеобразовательном, тут, наоборот, все п порядке, а в плане узко-профессиональном. Если на Западе ребенка учат ПРОФЕССИИ, то у нас ребенка в школе и ВУЗах учат ЗНАНИЯМ.

Поэтому ни один вменяемый работодатель не хочет брать к себе на работу выпусника ВУЗа даже по подходящей специальности, ибо его надо обучать всему С НУЛЯ, а на это у бизнеса нет ни времени, ни сил, ни желания: проще взять уже готового, ОПЫТНОГО, профессионала.

И идет наше хваленное высшее образование вместе с корочкой дипломной коту под пушистый хвостик, а ребенок, затюканный своими родителями за свои «плохие» оценки, обычно уже успевает к этому времени сознательно или подсознательно возненавидеть своих когда-то любимых маму и папу за моральное, а иногда — и физическое, насилие над его личностью из-за каких-то «вшивых» оценок.

И знаете, ребенок будет прав! Потому что ни одна оценка не стоит детских нервов, слез и страданий, потому что ни одна оценка не должна оцениваться в стоимость родительской любви.

В данной статье я озвучила несколько мыслей уважаемого доктора-психотерапевта Андрея Курпатова из его глубоко психологической книги «Мифы Большого Города с Доктором Курпатовым и Татьяной Девятовой», и озвучу сейчас еще одну.

Как показывает практика, те вчерашние дети, которые не тратили своего времени на наше хваленное высшее образование, не теряли его зря — они работали в поте лица на работах различных, вкалывали, набирались опыта, и к тому времени, когда их затюканные мамами и папами сверстники не особо радостно получали свои наполовину купленные, наполовину выстраданные дипломы в ВУЗах, они уже открывали собственные магазины, собственные автомастерские, собственные дизайн-студии.

Никто здесь не говорит о том, что не нужно учиться: учиться надо — и надо обязательно. Но только не из-под палки заставлять ребенка приносить домой только хорошие и отличные оценки!!! Многие успешные во взрослой жизни люди в детстве были «неудачниками» — троешниками, хорошистами и двоешниками, а потом, чуть повзрослев, попробовав жизнь лично и распробовав ее горький вкус, они сами приходили к пониманию того, что учиться — надо — и учились.

Но надо еще понимать, что, обучаясь в школе или институте, важно не уповать только на преподаваемые там академические знания — надо еще параллельно умудряться работать по специальности, постоянно стажироваться в различных организациях по профилю — пусть и за маленькие деньги или даже сначала за бесплатно, но только так можно приобрести тот бесценный опыт, без которого ребенка даже с самым раскраснючим дипломом не примет ни одна уважающая компания с распростертыми объятиями.

Надо четко понимать, что наши школы и ВУЗы пичкают своих учеников и студентов лишь ТЕОРИЕЙ, мало применимой или вовсе не применимой на практике. Поэтому ОПЫТ надо добывать самому ребенку — и заставить его это сделать нельзя — можно лишь правильно смотивировать, как, например, это умело умеет сделать доктор-психотерапевт Курпатов.

И еще раскрою одну большую тайну про себя, как говорится, история из реальной жизни. Меня никогда не надо было заставлять хорошо учиться — мы жили бедно, большая многодетная семья, оба родителя хоть и с высшим образованием, но зарабатывал в основном папа. Я всегда мечтала, что вот возьму, выучусь на юриста, буду защищать права людей и буду жить в шоколаде.

И действительно, училась я, не покладая сил всю жизнь только на пять и четыре, чтобы поступить в ВУЗ, еще с девятого класса начала подтягивать английский, в 11 классе вставала почти каждое утро в 4-5 часов утра, по три(!) раза прошла подготовительные курсы по тем дисциплинам, по которым надо было сдавать вступительные экзамены. В результает, слава Богу, моей бабушке и замечательному преподавателю по правоведению, поступила на бюджте, отучилась, поработала по специальности юристом — категорически не понравилось, не мое.

Тогда поступила еще на финансы, тоже отучилась, тоже поработала в банке — не понравилось, не мое. И все эти годы, я, что называется, драла одно свое место, портила себе нервы за каждую четверку, не говоря уже о тройке, поставленной невзлюбившей меня преподавательницей по гражданскому праву за знания по особенной части ГК.

А толку-то? Седые волосы в 25 лет? Все равно работаю сейчас копирайтером — и счастлива 🙂 Но меня хоть родители не били и не заставляли делать уроки — я это делала сама, благо, сознательности хватало.

А вот самую старшую мою сестру за двойки и тройки лупили, причем — от души: и толку? Она после школы отучилась на продавца в техникуме, немного поработала продавцом, хотя с людьми работать не умеет вообще, и удачно вышла замуж за «лейтенанта» — обычного инженера, который дорос до «полковника» — зама олигарха. И что Вы думаете? Только родив двух детей, у нее проснулась неутолимая жажда к знаниям — она закончила высшее образование по специальности «дошкольное воспитание», а потом еще и на психолога отучилась — вот! Хотя практики никакой — ибо домохозяйка, и все это образование получала только для себя, для «личного использования».

А вот младшая моя сестра и брат к знаниям никакой тяги никогда не имели, мать их постоянно с этими домашними заданиями дрессировала, мучала, даже наказывала иногда за двойки, тройки и колы. А толку? Брат пошел на завод пахать простым слесарем — высокие дали его не прельщали, заодно проплачивает высшее образование, по принципу «шоб було и родители отвязались».

А сестра… Сестра с первого раза на бюджет не поступила, потом поступила на платное отделение, которое тихо ненавидит, поработала в социальном фонде — не понравилось, поработала в конторе на заводе — не понравилось, сейчас работает в каком-то магазине… Ей просто не интересно ни работать, ни учиться, самый вариант — удачно или просто выйти замуж, родить детей, а там может, как у старшей сестры, и проснется тяга к знаниям.

Как говорится — не каждому суждено работать по полученной профессии, не каждый должен пахать на работе, хотя правильно говорит доктор Курпатов, человек, который имеет либо работу либо семью — это человек, стоящий на одной ноге.

А лично Вы работаете по специальности? Да-да-да! Именно ВЫ — Вы, человек, который хочет, чтобы Ваш ребенок хорошо учился: Вы работаете по той специальности, на которую много лет назад отучились? И не разочаровались в ней? И после ВУЗа Вам не пришлось доказывать на работе, что Вы не только высшим образованием похвастаться можете? Если все Ваши ответы утвердительны — я Вас поздравляю: Вы уникум, поставьте себе памятник при жизни — Вы этого достойны! Но ребенка — ребенка пожалейте, ему еще потом Вам на старости пресловутый стакан воды подавать, как говорится, не плюй в колодец, ибо потом еще пригодится…

А если серьезно, то просто любите своего ребенка — сына или дочку таким, какой он или она есть, цените его, и помогайте, не унижайте, не оскорбляйте, не манипулируйте им — дети очень хорошо чуют неправду, ложь, манипуляции и лицемерие, и мстят за них — сознательно или подсознательно.

Если же само дите хочет хорошо учиться, но, как говорится, не хватает «тямы», что-то не получается, не дается, автор рекомендует ребенку выучить православную молитву об учебе. Существует две молитвы об учебе — молитва перед учебой и молитва после учебы.

ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД УЧЕБОЙ, ПЕРЕД УЧЕНИЕМ

Преблагий Господи! Ниспошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющего душевные наши силы, дабы внимая преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА ПОСЛЕ УЧЕБЫ, ПОСЛЕ УЧЕНИЯ

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во ежи внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего

Если Вы будете относиться к своему ребенку по-человечески, с пониманием и уважением, то и он отплатит Вам взаимностью.

А образование — это дело десятое: главное, чтобы ребенок определился с тем, что ему действительно нравится делать, и делал это с интересом, получая удовольствие от результатов.

Взаимопонимания Вам с Вашим ребенком и успехов в жизни!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *