Как изменить отношение человека к себе, другим людям и жизни. Секреты работы психолога и НЛП-мастера по якорению и схлопыванию якорей.

У кого из здесь присутствующих есть проблема, забота или внутреннее недоразумение, Вы бы хотели изменить свое отношение к человеку или ситуации? И уже согласны его изменить в лучшую сторону? Не меняя этого человека? Так, 8 человек. А кто очень хочет? Уже 5 осталось. Кто более мотивирован? Мы с Вам находимся не в участковой клинике, поэтому эти 5-ро – это клиенты. И пусть они сами выберут себе из здесь присутствующих того оператора, с которым хотят работать. Клиенты выбирают операторов, а все остальные – наблюдатели, они наблюдают за происходящим. Мы здесь не играем в проблемы и их решение, а реально имеем дело с реальными проблемными вопросами.

Операторы, запомните, не надо выспрашивать у клиентов тонкости, которые прямого отношения к делу не имеют и вообще никому не нужны. Не надо спрашивать в случае плохих отношений с другим человеком, а что он, а кто он, а что  он сказал, а что Вы ответили?… Это никакого значения не имеет. Ищите проблему и ставьте якорь, ищите ресурс и ставьте якорь, делайте технику схлопывания, коллапса якорей.

Не слушайте, что именно клиент говорит, цепляйтесь за слова важные, эмоционально значимые, связанные с глубинными структурами – позитивными или негативными. Все остальное пропускайте. Он Вам что-то говорит – Вы отвечаете, мол, это все очень хорошо, замечательно, А ЧТО ЕЩЁ?

Разница между проблемно и позитивно-ориентированной психологией. (ссылка).

Структура упражнения по якорению, применение НЛП-техники коллапс якорей по шагам:

  1. Можно сначала заниматься проблемным состоянием, можно ресурсным – это как оператору нравится.

В классическом варианте НЛП надо состояние проблемы откалибровать – навести человека на это состояние вопросами: «Что ты там чувствуешь?», «Что ты там видишь, слышишь, ощущаешь, наблюдаешь, когда все это происходит?» Человек будет это все рассказывать. А если клиент не хочет говорить или рассказывать, не может войти в это состояние, можно предложить ему: «Ну, представь, как это было, как это звучало, выглядело, что ты при этом чувствовал?»

Если видите, что клиент становится неконгруэнтным, его перекашивает хотя бы немножечко, он становится несимметричным в своих проявлениях и реакциях, тогда ставите якорь.

Если Вы, например, будете ставить кинестетические якоря – например, можно дотрагиваться своим определенным пальцем до определенной косточки на кисти конкретной руки определенным образом (с определенной силой, определенное время – 3-5 секунд). Затем палец отняли, делаем паузу – расспрашиваем клиента о том, о сем, затем снова задаем вопрос про проблему, видим, что он входит в нужное нам сейчас проблемное состояние – и снова тем же пальцем той же своей руки дотрагиваемся до той же косточки той же руки клиента с той же силой и в течение такого же времени, как и в прошлый раз. И ещё раза 2-3 всю эту карусель повторили. А потом сделали общую паузу (разговор о чем-то отвлеченном) и уже не вводя человека вопросами в проблемное состояние, просто дотрагиваемся пальцем до косточки и отслеживаем его реакции, проверяем якорь, если состояние с нормального изменилось на проблемное, то все, якорь стоит, работает. Можно двигаться дальше.

Не надо у человека спрашивать в паузе, пришел ли он в нормальное самочувствие, обычное состояние – следите за калибровками. Если перекос ушел, нет неконгруэнтностей, ушла проблемная симпмтоматика, значит, можно работать дальше.

  1. Отыскиваем ресурсное состояние, находим специфический ресурс. То есть не просто спрашиваем, «Что Вам нравится?». Не просто якорим то, что клиенту нравится кататься на коньках. А интересуемся: «Что это Вам дает?». То есть выясняем, что дает клиенту катание на коньках, каким тогда он себя классным и необыкновенно счастливым чувствует?

Надо узнать, что произойдет, когда клиент получит все, что он хочет.

То есть сейчас у него есть проблема и она его беспокоит. А что будет, когда проблема будет решена, как он будет себя чувствовать и что это ему даст?

И если по калибровочным признакам нет энергии у человека, вдохновения, радости, то тогда игнорируем это про себя и продолжаем дальше спрашивать: «А что ещё?», «А ещё что тогда будет?», «А что ещё тогда случится?»

…тогда я буду довольным… А что еще? И т.д. И при этом надо поддерживать своими реакциями, визуальными и аудиальными, или кинестетическими якорями поддерживать ресурс. Нересурс поддерживать не надо! Клиент так может долго вилять. Потом может с улыбкой, смехом на лице сказать, ну, есть одна штука – и улыбаться будет при этом, но это – неважно… И это – как раз самое важное!!! Туда и копайте. Необязательно даже расспрашивать про эту «неважную» штуку, якорите это состояние и углубляйте его расспросами: «А если эта штука будет, то что это Вам даст?»

Специфический ресурс – это обратная сторона проблемы, образуется из проблемы. Вот сейчас происходит это – а что бы Вы хотели, чтобы происходило и было вместо этого? В какой-то степени, это идеальный взгляд клиента на какие-то вещи, явления, отношения, события. Реальная истина будет посередине.

Почему мастера НЛП не ставят человека «на место», не возвращают его в имеющуюся в наличии у него реальность? Ведь весь социум устроен не из понятия идеальный взгляд, а из понятия реальный взгляд на вещи? А что такое реальный? НОРМАЛЬНЫЙ, средний, усредненный. Ведь мы люди, все мы, стремимся стать нормальными членами общества… Только ресурс при этом маловатый. А если бы мы стремились стать идеальными членами общества… то и ресурс был бы повыше, т.к. он был бы уже особенным, специфическим, то и нормальными бы членами общества мы точно бы в конечном итоге стали бы.

А ведь наше воспитание идет из средних, общестатистических соображений. И итог часто печалит.

Человек изначально стремиться к идеальному состоянию. Не к нормальному, а к идеальному. Когда люди говорят о контекстах разных ситуаций (полоролевых, профессиональных, физиологических и пр.), то у многих портится настроение, потому что они четко осознают, как далеки от желаемого состояния.

Так что когда речь об идеалах, на самом деле, это речь идет о норме. Мы все нормальные люди. А потому стремимся к идеалам. И поэтому нам так далеко до нашего идеала. Но если мы будем стремиться приблизиться к своему идеальному состоянию, то можем стать весьма нормальными и даже преуспеть в этом – не до конца, конечно, но разница будет уже несущественная, незаметная для других, возможно, осознаваемая только нами. А в некоторых случаях, благодаря равнению на идеал, можно даже стать чуть выше и достичь намного большего, чем изначально планировалось. Такое встречается, бывает. Вы только посмотрите на любого успешного человека в своей области.

Поэтому с идеальными представлениями о себе, отношениях, ситуациях связаны ресурсные состояния. Поэтому, например, с определенным человеком клиент уже согласен подумать об идеальных отношениях – это ему уже интересно. В отличие от проблем, которых он уже нахлебался. Если клиент действительно согласен подумать о своем идеале, у него возникает ресурс, более того – он расцветает пышным цветом, если ему хотя бы немного в этом помочь.

«А как бы могло быть, если бы…?» «И если Вы с этим человеком ещё сегодня рядом, то это просто испорченные отношения, иначе бы Вы с ним уже никаким образом не были бы с ним связаны, если бы они сходу были такими. Ведь когда-то же все было по-другому…»

Обратная сторона проблемы – идеал – дает специфический ресурс для решения этой проблемы.

  1. Далее ставим якорь на ресурс с максимальной амплитудой этого позитивного ресурсного состояния. Делаем паузу, проверяем работоспобность этого ресурсного якоря. Пауза.
  2. Интеграция якорей. Сталкиваем одновременно разнополярные якоря. Одновременно оживляются якоря на ресурс и нересурс.

Можно ведь сделать один якорь голосом, а другой – визуальным. И просто надо применить их одномоментно – говорим специфическим голосом и задействуем визуальный якорь (например, делаем определенный жест рукой).

Калибровочными признаками удачно примененной НЛП-техники коллапса якорей будет наличие признаков и того, и другого состояния. Одновременно. Например, покраснение лица, присущее ресурсу, и глубокое дыхание, присущее проблеме. Только через некоторое время дыхание успокоилось.

После того, как психолог видит, что механизм запущен, его время от времени перекашивает, в динамике, надо просто сидеть и ждать, пока внутри клиента это все не уладиться, не уравновестися, можно минуту, можно 5, можно 7.

При этом клиент может сам про себя удивляться, что это с ним происходит, не понимать сам этого. Может внезапно начать ржать – без причины, истерическим смехом. Это выход энергии, это нормально. Может быть и любая другая неожиданная реакция. Ведь это некое улаживание внутренних процессов, освобождение внутри. В этот момент снимаются какие-то очень сильные мышечные зажимы, внутренние.

Может резко заболеть, или быть ощущение внутреннего разрыва некоих оков. Но потом можно эти симптомы использовать как предупреждения в очередных отношениях или ситуациях – если они имеют место быть, то надо уже быть осторожнее.

  1. Проверка на экологию результата – подразумевается, что все внутри должно соответствовать некоему результату. Если человек думает о проблеме, но у него не возникает при этом эмоций, не эмоционального волнения. Но при этом может вдруг разболеться голова. То есть вроде все замечательно, но имеет место ещё вот что-то такое, непонятное. Надо тогда ещё раз попросить подумать о проблеме. И ещё раз. И ещё. И ещё. И когда убедитесь, что уже нет никакой головной боли, вообще ничего нет, то тогда уже – все нормально.

В результате экологической проверки надо убедиться, что проблемы реально нет. Для этого, когда человек пришел уже в нормальное состояние, надо предложить ему снова вернуться в проблемное состояние, может быть, даже помочь войти в него при помощи проблемного якоря, и тогда по результатам этой проверки, теста, можно понять – если интеграция была сделана грамотно, то человек в состояние проблемное уже войти не может. Вспомнить он все вспомнит, но внутри он будет спокоен, не идеален – его может штормить, но психологически он будет нормален, нейтрален, привычен – ему все равно, что и о ком думать — может думать что о жучке, что  о каком-то мужичке.

В результате экопроверки НЛП-техники мы выясняем, способен ли человек по привычке войти в свое проблемное состояние. Раньше ему это было сделать легко – только вспомнил и уже в нем. Т.е. был внутренний якорь. Сейчас этот внутренний якорь мы уже разрушили. И дело не в том, что он потенциально не может войти в этой проблемное состояние – потенциально он может, все может. Другое дело, что у него уже нет доступа сейчас – название файла стерта. Есть ярлык и где-то файл – как можно добраться до файла? Надо нажать на ярлык. Когда мы удаляем файл в корзину, это не значит, что физически этого файла на диске нет. Но это значит, что для того, чтобы получить к нему доступ, надо приложить определенные усилия. Конечно, потенциально, при помощи определенных программ мы можем его выкопать – а нам это надо? И захочет ли уже сам человек, сознательно или бессознательно прилагать к этому усилия? А вот это уже большой вопрос. Если не захочет, не может и особо не стремится, значит, вопрос решен, проблема проработана. Ведь это как в пресуппозиции говорится: «Из любого количества выборов человек делает выбор самый лучший – из реально имеющихся у него в наличии».

Фактически, к психологу приходит человек и говорит: «Я плохо отношусь к этому человеку, а хочу относиться прекрасно». Оба эти выбора, на самом деле, «отвратительны» — и то, и другое плохо – ведь это борьба. Поэтому уточняем, калибруем, как плохо и как классно он к нему относится, якорим, и в результате появляется третий вариант, нейтральный, и он – самый лучший, самый энергетически выгодный, самый правильный. И ведь только с 3 варианта поведения у человека появляется свобода. И когда человек пытается снова войти в проблемное состояние, его бессознательное уже получает выбор: ведь раньше прекрасно относиться к этому человеку оно не могло, т.к. он ведет себя ужасно, с другой стороны, в каждом плохом есть хорошее – и раньше были такие качели туда-сюда – то люблю, то ненавижу. А тут раз – и ещё один, третий, спокойный, нейтральный выбор появляется. И тогда бессознательное думает – а оно мне это надо? Любить, ненавидеть? Энергию тратить на этого человека? А отнесусь-ка я к нему спокойно, нормально, нейтрально! Появляется свобода – общаться с этим человеком или не общаться, относиться к нему холодно, горячо или равнодушно.

Схема работы при схлопывании якорей – структура техники НЛП с якорением и интеграцией, коллапсом, сталкивании проблемного и ресурсного якоря

Раппорт.

Отыскиваем проблемное состояние.

Ставим проблемный якорь.

Пауза.

Проверка якоря.

Пауза.

Специфический ресурс.

Якорь на ресурс.

Пауза.

Проверка якоря.

Пауза.

Коллапс, схлопывание якорей – накладываем на проблемное состояние и его якорь якорь ресурсного состояния.

Экологическая проверка – конечный тест.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *